Для чего нужен байпас в системе отопления?

Байпас

Ваш котел тратит слишком много топлива? Ваша система построена по устаревшей еще при «советах» одноконтурной схеме? Вы не можете отрегулировать температуру батареи? Знакомая ситуация? Тогда вам нужен байпас, который поможет устранить все упомянутые недостатки.  

Байпас
Байпас в системе отопления дома

Байпас в системе отопления — что это такое?

Байпас – это обычная перемычка, которую врезают в основной трубопровод или монтируют между напорной и обратной ветвью разводки. Причем диаметр перемычки должен быть меньше габаритов поперечного сечения арматуры в разводке отопления.

Куда ставят байпас?

  • Между верхним и нижним штуцером/патрубком батареи.
  • Между напорным и обратным патрубком/штуцером котла отопления.
  • Над основной ветвью трубопровода.

Для чего нужен байпас в системе отопления?

Установив вертикальную перемычку в обвязку батареи, вы можете рассчитывать на следующие выгоды:

  • Быстрый демонтаж радиатора, осуществляемый без нарушения циркуляции теплоносителя в системе. Проще говоря: вы сможете снять батарею, не сливая воду из труб.
  • Возможность дозирования подачи теплоносителя в радиатор. Причем с помощью байпаса вы сможете регулировать температуру батареи даже в одноконтурной системе отопления.
  • Равномерный прогрев всех батарей в системе, объясняемый притоком в радиатор дозированной порции теплоносителя со стабильной температурой.

Вмонтировав байпас в обвязку котла, вы получите следующие преимущества:

  • Увеличение КПД системы, объясняемое выравниванием температуры теплоносителя в напорной и обратной трубе.
  • Экономию на топливе – в обратный патрубок поступает смесь разогретого и охлажденного теплоносителя, поэтому котел тратит меньше энергии на разогрев остывшей воды.

Врезав перемычку в основную ветвь, вы получите площадку для монтажа напорного оборудования.

Отопительная система с насосом
Схема отопительной системы с байпасом

Причем, установив насос для отопления с байпасом, вы получите следующие выгоды:

  • Возможность настроить циркуляцию как принудительным, так и естественным путем.
  • Увеличение скорости прогрева радиаторов за счет повышения напора теплоносителя.

Словом, даже ординарная перемычка, врезанная в нужном месте, дает колоссальный рост характеристик системы отопления.

Как сделать байпас для отопления?

Для «строительства» байпаса-перемычки, врезаемой между напорной и обратной трубами, нам понадобится следующий набор:

  • Тройник, диаметр которого совпадает с габаритами трубы разводки.
  • Отрезок арматуры диаметром ½ дюйма (или на один калибр меньше, чем у разводки). Длина отрезка равна расстоянию между напорным и обратным штуцером котла или батареи.
  • Два шаровых вентиля, пропускной диметр которых совпадает с габаритами тройника.

Сборка байпаса-перемычки осуществляется по следующей схеме:

  • На торцах трубы нарезают резьбовые сгоны, пользуясь плашкой или услугами токаря.
  • На сгоны трубы накручивают тройники, используя в качестве уплотнителя термостойкий силикон или ФУМ. Причем труба вкручивается в боковой штуцер тройника.
  • На прямоточный штуцер тройников, с одной стороны, накручивается вентиль. Стык герметизируют силиконом или ФУМ.

В итоге цена байпаса для отопления складывается из расходов на приобретение двух тройников и вентилей и стоимости полуметрового (максимум 60- или 70-сантиметрового) отрезка трубы на ½ дюйма.

Схема байпаса
1 – циркуляционный насос; 2 – фильтр грубой очистки; 3 – запорные краны; 4 – запорный кран на байпасе

Для врезаемого в основную ветвь трубопровода байпаса под насос нам понадобятся следующие детали:

  • Два Г-образных отвода (уголка на 90°), согнутые из полудюймовых труб.
  • Один шаровой вентиль под диаметр основной ветви трубы.
  • Два шаровых вентиля диаметром ½ дюйма.
  • Грубый (проволочный) фильтр.
  • Полуметровый отрезок трубы, диаметр которой совпадает с габаритами трубопровода, куда врезают байпас.

Сборка байпаса под насос осуществляется по следующей схеме:

  • Режем трубу большого диаметра на два отрезка по 25 сантиметров.
  • Нарезаем на торцах 25-сантиметровых отрезков резьбовые сгоны.
  • Вкручиваем сгоны в патрубки «большого» вентиля, используя термостойкий уплотнитель резьбового соединения и поджав стык предварительно навинченными контргайками.
  • Высверливаем в теле основной трубы два отверстия диаметром 12-15 миллиметров.
  • Привариваем над отверстиями Г-образные отводы (уголки).
  • Нарезаем на свободном отводе уголка резьбу.
  • Накручиваем на резьбовой сгон уголка вентиль на полдюйма.
  • Накручиваем на один из вентилей грубый фильтр.

Напорное оборудование (насос) монтируется в зазор между фильтром и вентилем диаметром ½ дюйма.

Установка байпаса в систему отопления – как это делается?

Установка байпаса между двумя ветвями осуществляется по следующей схеме:

Монтаж байпаса
Схема монтажа байпаса
  • В свободные патрубки тройников вкручивают резьбовые сгоны, поджимая их контргайками.
  • Такие же сгоны вкручивают в патрубки батареи.
  • На все сгоны накручивают по контргайке.
  • На резьбовые отводы напорной трубы и вкрученные в батареи сгоны накручивают муфты (всего 4 штуки).
  • Резьбовые выпуски (сгоны) из тройников совмещают с муфтами.
  • Вращая муфту в нужном направлении, накручивают этот фитинг на сгоны тройников.
  • В финале место стыка поджимается контргайкой.

Установка байпаса под насос осуществляется по аналогичной схеме:

  • В месте монтажа напорного оборудования вырезают участок трубы, длина которого совпадает с аналогичным габаритом байпаса.
  • На свободных отрезках трубопровода нарезают резьбовые сгоны.
  • На образованные сгоны накручивают контргайки и муфты.
  • Резьбовые торцы байпаса совмещаются с муфтами на сгонах трубопровода.
  • Вращая муфту в нудном направлении, вы смещаете фитинг в сторону байпаса, перекрывая стык между резьбовыми торцами.
  • В конце муфта фиксируется с помощью контргаек.

Впрочем, если вы не желаете возиться со сгонами и муфтами, то в качестве альтернативного способа стыковки тройника и трубы или байпаса и трубы можно выбрать сварочное соединение. В этом случае вы формируете кольцевой шов, передвигая электрод вдоль линии стыка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *