Пропускной цикл гаражных ворот занимает достаточно много времени. И если принять во внимание габариты створок таких конструкций, то становится понятно, что во время заезда или выезда автомобиля любой гараж остынет практически до уличной температуры.
В итоге получается, что расходы на отопления подобного строения определяются не только температурой за его стенами, но и частотой использования гаражных ворот.
Причем непреодолимым фактором, увеличивающим счет за отопление, является только «уличная» температура, поскольку влияние частоты пропускных циклов можно нивелировать с помощью довольно простого устройства – тепловой завесы, монтируемой на створку ворот. Это устройство образует воздушный барьер, не пропускающий ни наружный холод, ни внутреннее тепло. Именно поэтому тепловая завеса для гаража является общеобязательным элементом систем отопления всех строений подобного типа, расположенных в наших широтах.
Конструкция тепловой завесы
Типовая тепловая завеса состоит из следующих узлов и деталей:
- Корпуса, который монтируется у притолоки или на внутренней стене гаража, вдоль воротного проема.
- Нагревательного элемента размещаемого внутри корпуса, ближе к лицевой части завесы.
- Роторного вентилятора, размещаемого в корпусе, за нагревательным элементом, ближе к опорной поверхности корпуса.
- Приточного сопла с направляющими, размещаемого на лицевой части корпуса, перед нагревательным элементом.
При этом любая тепловая завеса на ворота работает следующим образом:
- При открытии ворот запускается цилиндрический вентилятор и включается нагревательный элемент.
- Поток воздуха, побуждаемый вентилятором, проходит сквозь нагреватель и сопло, двигаясь вниз или параллельно полу.
- После закрытия ворот нагревательный элемент отключается, а затем, постепенно снижая обороты, выключается и вентилятор.
В итоге получается, что поток воздуха, побуждаемый роторной турбиной (вентилятором) и направляемый створками сопла, отсекает приток «холодных» масс извне (со стороны улицы), одновременно препятствуя и оттоку теплого воздуха из гаража. Поэтому температура внутри бокса остается относительно стабильной, что сулит немалую экономию на счетах за отопление гаража.
Виды тепловых завес
Разбирая конструкцию гаражных тепловых завес, мы успели обозначить два вида подобных устройств:
- Горизонтальную завесу, монтируемую у притолоки и «опускающуюся» по направлению сверху вниз.
- Вертикальную завесу, монтируемую у края воротного проема и «опускающуюся» вдоль пола, налево или направо.
Причем на одном проеме можно установить пару вертикальных или горизонтальных конструкций, «дующих» навстречу друг другу.
Однако с точки зрения компоновки между вертикальными и горизонтальными завесами нет абсолютно никакой разницы. И даже более того – некоторые модели тепловых завес можно монтировать как вертикально, так и горизонтально.
Поэтому в основе классификации подобных конструкций было бы удобно использовать не ориентации корпуса относительно створок, а тип энергии, разогревающей воздушный барьер.
В таком случае все тепловые барьеры можно причислить лишь к двум разновидностям конструкций, а именно:
- К электрическим гаражным завесам.
- К завесам на водяных радиаторах.
При этом, по сути, электрическая тепловая завеса – это всего лишь высокопроизводительный конвектор, генерирующий высокоскоростной поток воздуха. Ведь в качестве нагревательного элемента такая завеса использует обычные трубчатые электронагреватели, монтируемые у внутреннего края сопла. Основное достоинство подобных завес – простота монтажа. Они «вешаются» на стенку как обычная полка и включаются в бытовую или трехфазную розетку. Главный недостаток электрических завес – высокое энергопотребление: ведь ТЭН – это очень «прожорливый» электроприбор.
Водяные тепловые завесы представляют собой все тот же конвектор, только вместо ТЭНов воздух от турбины проходит сквозь видоизмененный радиатор системы отопления, подключенный к общей разводке. При этом «радиатор» располагается на том же самом месте – у края сопла.
Главное достоинство такой завесы – минимальное энергопотребление. Ведь в этом случае тепло «черпается» из разводки работающей системы отопления. Причем нагреватель завесы модно и не отключать, оставляя в работающем состоянии на круглые сутки, что сказывается и на эффективности барьера.
Главный недостаток подобной системы – сложный монтаж – такую завесу можно расположить только после обустройства отвода от напорного стояка разводки системы отопления. Кроме того, такие завесы можно монтировать только в гаражах, оборудованных водяным или паровым отоплением.
Словом, у каждого варианта конструкции тепловых завес есть свои плюсы и минусы. И при выборе оптимальной модели тепловой завесы к этой «арифметике» придется отнестись со всей серьезностью.
Выбор тепловой завесы
Конкретную модель тепловой завесы обычно подбирают исходя из следующих факторов:
- Габаритов воротного проема. Ведь корпус завесы имеет граничную длину или высоту. То есть он может физически не «перекрыть» горизонталь или вертикаль ворот. Поэтому конкретную завесу или количество моделей многосекционного теплового барьер выбирают по высоте или ширине проема.
- Мощности завесы. Ведь работа всех узлов завесы будет оправдана только в том случае, если тепловой барьер «дотянется» до противоположной плоскости (до пола гаража или соседнего края проема). Поэтому мощность нагревателя и турбины должны соответствовать высоте или ширине воротного проема. Иначе в оставленную «щель» попадет холодный воздух и все траты времени и денег окажутся напрасными.
- Типа потребляемой энергии. Завесы могут работать на электричестве или теплоносителе системы отопления. Поэтому в гараж без розетки не стоит покупать электрическую завесу, а в гараж без водяного или парового отопления – завесу, рассчитанную именно на такие теплоносители.
Кроме того, при выборе тепловой завесы было бы неплохо принять во внимание и ряд «второстепенных» факторов, а именно:
- Уровень шума, генерируемого турбиной завесы. Этот критерий особенно актуален для владельцев гаражей, расположенных в пристройке к жилому дому.
- Возможность использовать завесу в роли теплового генератора – конвертера. Такой вариант устроит владельцев электрифицированных, но не отапливаемых гаражей.
- Степени автоматизации завесы – некоторые модели начинают работать не при открытии ворот, а еще на подъезде авто к гаражу, что экономит затраты на отопление – тепловую завесу формирует заранее нагретый воздух.
Разумеется, эти критерии не могут претендовать на главенствующую роль, но наличие предварительного подогрева, минимальный уровень шума и возможность расширения функциональности завесы поднимут настроение любому владельцу гаража.