Как отремонтировать радиаторы отопления?

Радиатор отопления

От герметичности радиатора зависит сама возможность отопления жилища. Ведь протекающая батарея не сможет удержать в себе нужную порцию теплоносителя, снижая эффективность системы отопления. А лопнувший радиатор остановит теплопередачу во всей разводке системы.

Поэтому любой ремонт радиаторов отопления необходимо делать, во-первых, быстро, и, во-вторых, качественно.

Радиатор отопления
Радиатор отопления после замены

Причины поломок радиатора

Основной конструкционный материал радиаторов – металл. Ведь он обладает и достаточной теплопроводностью и высокой прочностью.

Поэтому батареям свойственны все типовые проблемы металлоконструкций, а именно:

  • Склонность к ржавлению тела изделия.
  • Зависимость прочностных характеристик от качества соединительных швов.
  • Склонность к температурным деформациям.
  • Ограниченная сопротивляемость «внутренним» нагрузкам.
  • Зависимость кольцевой жесткости от баланса пластичности и хрупкости материала.

И когда эти проблемы накапливаются, то радиатор теряет не только герметичность, но и целостность конструкции. После чего нам потребуется косметический или капитальный ремонт батарей отопления.

Причем в качестве «катализатора» поломки в большинстве случаев выступают следующие факторы:

  • Коррозия корпуса – ржавчина «проедает» тело радиатора, провоцируя появление локальной протечки.
  • Ударная деформация – локальная нагрузка травмирует батарею, разбивая хрупкий и сминая пластичный металл. В итоге батарея попросту лопнет или получит пробоину.
  • Гидравлический удар – транслируемая изнутри нагрузка «взрывает» уплотнители между элементами секционной батареи или деформирует зону сварочного шва панельного радиатора.

Кроме того, в качестве источника угрозы можно рассматривать еще и место стыка радиатора и разводки.

Проржавела батарея
Коррозия корпуса радиатора

В этой точке можно обнаружить следующие проблемы:

  • Дефекты фитингов, провоцирующие появление локальной течи.
  • Ошибки герметизации, следствием которых будет потеря значительного объема теплоносителя.
  • Неправильное подключение, нивелирующее пропускную способность фитинга.

Как видите: несмотря на внешнюю прочность батареи все же ломаются. Однако к нашему счастью работоспособность сломанного радиатора можно восстановить путем сложных или простых манипуляций.

Как отремонтировать радиаторы отопления?

Технология ремонта батареи зависит от типа проблемы, вызвавшей поломку. Поэтому далее по тексту мы рассмотрим рецепты устранения  всех дефектов, перечисленных в предыдущем разделе. Итак, начнем.

Коррозия корпуса устраняется двумя способами:

  • Заменой секции батареи – для этого нужно отключить радиатор от разводки, перебрать его, промыть от ржавчины и повесить на место. В крайнем случае, меняется вся баратея.

    Закрутить краны
    Перекрыть подачу воды
  • Инсталляцией заплатки – для этого нужно опустошить радиатор и, не снимая его, заварить протечку, предварительно сбив краску на проблемном месте. Однако некоторые конструкционные материалы «варятся» с большой неохотой. Поэтому в данном случае рекомендуется использовать эпоксидную заплатку – «холодную сварку» или аналоги. Поэтому ремонт чугунных радиаторов, пострадавших от ржавчины, осуществляется следующим образом – вы сливаете теплоноситель, зачищаете проблемное место от ржавчины и краски, соединяете и разминаете два компонента «холодной сварки» и заклеиваете мягкой как пластилин эпоксидной смолой отверстие в корпусе. Впрочем, даже самая совершенная эпоксидная заплатка рано или поздно отвалится, поэтому лучший способ «лечения» свища в батарее – это сварка или замена пострадавшей секции.

Последствия ударной деформации устраняются по таким же схемам, а именно:

  • Мелкие дефекты – трещины, выщерблены, сколы и прочее – завариваются обычным или специальным электродом, подобранным по типу металла.
  • Крупные дефекты – лопнувшая секция, габаритная трещина в корпусе и так далее – устраняются путем замены поврежденной части целым аналогом.

При этом в силу специфики процесса ремонт радиатора своим руками в данном случае будет весьма затруднителен – наложить герметичный сварочный шов или разобрать батарею на секции могут далеко не все домашние мастера.

Последствия гидравлического удара устраняем по той же схеме:

  • В случае повреждения секционной батареи необходимо разобрать секции, заменить
  • В случае повреждения панельной батареи необходимо восстановить сварочный шов, воспользовавшись специальными электродами или технологией пайки тонколистового проката.

Впрочем, действительно серьезные повреждения наносит далеко не каждый гидравлический удар. А пластинчатым радиаторам нестрашны любые скачки давления.


Дефекты фитингов и герметиков устраняются следующим образом:

  • Фитинг с сорванной резьбой демонтируется и заменяется новым. При этом вам придется слить теплоноситель не только из батареи, но и со всей системы.
  • Повторная герметизация стыка предполагает свинчивание прижимной гайки и обмотку места стыка уплотнителем (пакля, полимерная лента и так далее), после чего контргайку закручивают обратно, прижимая новый слой изолятора.

Как видите: замена фитинга – это непростое занятие, а вот с повторной герметизацией справится буквально любой человек.

Ремонт масляных радиаторов  предполагает следующие работы:

  • Опорожнение батареи (слив масла).
  • Демонтаж нагревательного элемента.
  • Тестирование контроллеров температуры.
  • Пайку корпуса.
  • Сборку электронагревательного прибора с заменой всех вышедших из строя узлов.

При этом качество работы зависит от навыков ремонта электромеханического оборудования.

Быстро и качественно или своими руками?

Если проанализировать вышеописанный технологии ремонта становится понятно, что ремонт радиатора своим руками бывает быстрым и качественным только в одном случае – если эти руки «приделаны» к опытному слесарю или водопроводчику. Неопытный «домашний мастер» способен лишь «перемотать» герметик и «залепить» течь холодной сваркой.

Демонтаж батареи, промывку радиатора, разборку-сборку секций и сварочные работы лучше доверить профессионалам.

Ведь ремонт радиатора нужно сделать не только качественно, но и быстро, поскольку в случае потери даже одного нагревательного элемента ваша система отопления уже не будет работать с прежней эффективностью.

Кроме  того, непрофессионал «провозится» с ремонтом как минимум 2-3 дня. Поэтому за самостоятельный ремонт стоит браться только в том случае, если ваш заработок за этот период  будет меньше стоимости ремонта радиатора.

Сколько стоит ремонт радиатора руками профессионалов?

На самом деле не так уж и дорого. Например, монтаж-демонтаж радиатора стоит около 2700-3200 рублей. Комплект новых фитингов обойдется в 500-700 рублей. Обновление стояка оценивают в 1500-2000 рублей.

Герметизация сваркой стоит порядка 600-800 рублей за один дефект или обработку одного стыка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *