Вентиляция в гараже с подвалом обустраивается по особой схеме, ориентированной на обеспечение воздухообмена в наземной и подземной части строения. Причем эта схема отличается от варианта для надземной части и методикой расчета, и практикой монтажа вентиляционной системы.
Нужна ли вентиляция в подвале или эксплуатируемом цоколе?
В зимнее время в подвале всегда тепло — его подошва» лежит ниже уровня промерзания грунта. Летом в подвале всегда прохладно – его стены защищает тот же грунт, выступающий в роли теплоизолятора. В итоге, и зимой и летом, на стенках подвала оседает водяной пар, конденсат которого образуется вследствие разницы температур стены и воздуха.
А лучший способ удаления конденсата из подвала – это мощная вентиляция. Без вентиляции подвал или эксплуатируемы цоколь не «проживет» и пяти лет — на стенках подземной части строения заведутся колонии грибков и плесени, разрушающие структуру опорных конструкций и фундамента строения.
Кроме того, устройство вентиляции в подвале гаража оправдано и санитарными требованиями. Плотность части компонентов выхлопа или испарений топлива и смазочных материалов немного выше плотности воздуха. Поэтому без постоянного проветривания подземная часть гаража, будь-то подвал или смотровая яма, очень быстро заполнится «тяжелыми» газообразными отходами. Спустившийся в такой подвал человек в лучшем случае получит тяжелое отравление, а в худшем – попросту задохнется.
Проще говоря: существование вентиляции подвальной части гаража оправдано и заботой о здоровье собственника этого объекта, и желанием продлить срок безаварийного существования самого строения. Причем без вентиляции подземной части гаража невозможно ни то, ни другое. Поэтому каждый гараж с подвалом комплектуется системой воздухообмена, построенной на основе стандартной или индивидуальной схемы.
Типовая схема вентиляции в гараже с подвалом
Как правило, система вентиляции в гараже с подвалом состоит из двух ветвей – наземной и подземной. Причем обе ветви могут функционировать независимо друг от друга, работая на основе естественного или механического побуждения приточного и вытяжного потоков.
Типовая схема воздухообмена в верхней части гаража рассчитана на естественный приток воздуха и механическую или естественную вытяжку. Схема движения воздуха в данном случае – продольная, с однократным перемещением всего объема, реализуемым в течение часа.
Для этого в нижней части фасада, над поверхностью пола, обустраиваются приточные каналы — из расчета один 15-миллиметровый канал на один квадратный метр площади гаража. В задней части гаража прорезается один вентиляционный канал, к которому крепится (снаружи строении) вентилятор или вытяжной стояк, торец которого поднимается над верхней точкой крыши.
Типовая схема вентиляции в подвале гаража предполагает обустройство естественного приточного, заводимого в подземную зону строения со стороны улицы, и естественного или механического вытяжного канала. Схема движения потока может быть как продольной, так и поперечной, с однократной сменой объема в течение часа.
Для этого торец приточного воздуховода опускают к уровню пола (не доходя 50-80 сантиметров), а торец вытяжного канала выпускают из потолка в подвал (на 10-20 сантиметров). Воздухообмен совершается за счет разницы давление на уровне пола и верхнего торца вытяжного воздуховода. Поэтому вытяжка должна превышать высоту конька (наивысшей точки) кровли как минимум на 0,5 метра.
Как видите: схема вентиляции подвала не отличается особой сложностью. Однако функциональность системы воздухообмена будет зависть от того, насколько правильно проедены все расчеты системы, а равно и монтажные работы. Поэтому далее по тексту мы рассмотрим процесс обустройства вентиляции подвала.
Как сделать вентиляцию в подвале гаража правильно?
Обустройство системы вентиляции подвала требует минимальных навыков обращения с трубной арматурой и бытовыми электроинструментами.
Причем для обустройства приточного и вытяжного канала нам понадобится следующий набор:
- Молоток, зубило и перфоратор – с помощью этих инструментов мы получим сквозные монтажные отверстия и заглубления для фиксаторов трубы.
- Полимерная труба для приточного канала диаметром 110 миллиметров. Длина трубы равна расстоянию от монтажного отверстия до подошвы подвала гаража.
- Четыре полимерных уголка на 45 градусов.
- Полимерная труба на 100 миллиметров для вытяжки длиной не более 1 метра.
- Асбестоцементная труба для вытяжки диаметром 110-120 миллиметров. Длина трубы – высота гаража + 50 сантиметров.
- Разборные хомуты с ножкой для фиксации трубы диаметром 100-110 миллиметров.
Сам процесс монтажа в пошаговом обзоре выглядит следующим образом:
- Вначале вдоль боковой стены гаража, поближе к воротам, откапывается небольшая траншея, заглубленная ниже уровня пола.
- Далее со стороны подвала в стене пробивается круглое отверстие диаметром 120-125 миллиметров.
- Со стороны подвала в отверстие вставляют полимерный уголок, который соединяют с еще одним уголком, расположенным в траншее.
- В торец уголка на дне траншеи вставляют полимерную трубу, которую спиливают на высоте 40-50 сантиметров над нулевым уровнем. На уровне 20-30 сантиметров над землей высверливают глухое отверстие, в которое вставляют ножку хомута, фиксирующего наружный участок приточного воздуховода.
- Остатки трубы монтируют к торцу второго уголка внутри подвала, фиксируя воздуховод разборными хомутами на ножках, вставленных в предварительно рассверленные отверстия. Расстояние от нижнего торца внутренней труб до пола подвала не должно быть больше 50 сантиметров.
- Точку прохода трубы сквозь стену подвала герметизируют монтажной пеной. Траншею засыпают, фиксируя воздуховод балластным способом.
- У дальнего угла противоположной боковой стены откапывают еще одну траншею, заглубленную до уровня потолочного перекрытия + 30-40 сантиметров.
- Со стороны подвала, на расстоянии 20 сантиметров от потолка выбивают сквозное отверстие диаметром 125-130 миллиметров.
- В отверстие вставляют третий уголок, который соединяют с четвертым элементом сопряжения, введенным в траншею.
- В свободный торец внешнего (четвертого) уголка вставляют метровый отрезок трубы.
- Высокую асбестоцементную трубу «надевают» на полимерную арматуру, связанную с уголками. Внешний асбестоцементный воздуховод фиксируется на стене гаража с помощью разъемных хомутов.
- На верхний торец асбестоцементной трубы монтируется насадка-дефлектор, усиливающая тягу в вытяжном канале.
Действуя подобным образом, вы получите высокоэффективную приточно-вытяжную вентиляцию естественного типа, способную обслужить подвальное помещение площадью до 10-12 квадратных метров.