Своевременный ремонт и сервисное обслуживание кондиционеров продлевают срок службы любой климатической установки. Ведь во «внутренностях» сплит систем содержится множество подвижных узлов и механизмов, которые, к сожалению, рано или поздно, выйдут из строя.
Поэтому кондиционер нуждается в ремонте и сервисе, точно так же, как и любой другой агрегат с электронно-механической «начинкой».
Причины поломок кондиционеров
Типовой кондиционер состоит из внутреннего и внешнего блока. Поэтому проблемы у кондиционеров бывают, соответственно, наружными и внутренними.
Причем к внешним проблемам, приводящим к небольшим и серьезным поломкам, относятся:
- Затрудненный воздухообмен канала охлаждения компрессора, приводящий к поломке конденсатора или напорного оборудования. Обычно такие затруднения провоцирует тривиальное засорение корпуса тополиным пухом, паутиной, опавшими листьями и прочим органическим мусором.
- Появление плесени или грибка, которые растут в питательной среде конденсата, что приводит к нарушениям работе электроники внешнего блока.
- Окисление и загрязнение масла в компрессоре, что приводит к поломке самого важного узла кондиционера, качающего хладагент от конденсатора к испарителю.
- Обледенение внешнего блока, эксплуатируемого в зимнее время, когда кондиционер переходит в режим обогрева. В этом случае мы можем потерять и механику и электронику этой части сплит системы.
К внутренним проблемам, нарушающим работу одноименного блока, относятся:
- Затор в дренажном канале, провоцирующий массу проблем с электроникой и механикой внутреннего блока, который просто зальет потоком конденсата.
- Засорение фильтров, препятствующее интенсивному воздухообмену. В итоге кондиционер должен работать с повышенной нагрузкой, что скажется на продолжительности безаварийной эксплуатации самым худшим образом.
- Перепады в электросети, нарушающие работу внутренней электроники.
Кроме того, к общей проблеме, касающейся и внутреннего, и внешнего блока, можно отнести разгерметизацию трубопровода с хладагентом. Ведь если из системы «вытечет» весь фреон, то работа кондиционера будет нарушена целиком и полностью.
Обслуживание систем вентиляции и кондиционирования
Большинство производителей заявляют о возможности гарантийного ремонта только в случае проведения фирменного обслуживания – сервиса. И с учетом вышеописанных проблем это требование уже не выглядит бессмысленным капризом.
Причем с точки зрения изготовителей в ведении фирменных сервисных центров должны находиться и установка, и обслуживание кондиционеров. Ведь неправильный монтаж – это верный путь к поломке установки, которая может случиться уже в первый же сезон использования агрегата.
Ну а в формате «фирменного сервиса» изготовители кондиционеров предлагают не одну, а целых три проверки – электроники, давления хладагента и компрессора – с последующим устранением даже «зачатков» проблем. И на практике фирменное обслуживание предполагает следующий порядок действий:
- Чистка внешнего блока. Причем лучший способ чистки – это обработка струей сжатого воздуха из компрессора.
- Дезинфекция внешнего блока – внутренности кондиционера обрабатывают струей пара, подаваемого под давлением. Именно так можно уничтожить и грибок, и плесень.
- Промывка дренажного трубопровода (изнутри – наружу). В этом случае используется все тот же компрессор или парогенератор, с помощью которого можно уничтожить даже ледяную пробку в дренажном канале.
- Проверка давление в трубопроводе с хладагентом. Это лучший способ диагностики проблем с циркуляцией фреона (или другого теплоносителя), поскольку давление в запаянном трубопроводе должно быть строго стабильным.
- Обновление пайки, подкачка хладагента, травление воздуха. Эти работы проводятся в случае выявления колебания давления при тестировании трубопровода с хладагентом.
- Тестирование электроники, с использованием функции самодиагностики. Эти действия может провести даже владелец кондиционера, оборудованного блоком самодиагностики. Если такого блока нет, то показания придется снимать напрямую с «цепей» электроники кондиционера. Причем на старых моделях эта работа выполняется лишь на тестовых стендах.
- Тестирование датчиков температуры. Эта операция выполняется в процессе пуско-наладочных работ прямо на производстве. Дальнейшие тесты просто фиксируют отклонения от заданных величин.
- Замена поврежденных блоков работоспособными аналогами. Эта операция оформляется как гарантийный случай и проводится либо на месте, либо в мастерской сервисного центра.
Как видите: большую часть вышеупомянутых работ можно выполнить без демонтажа кондиционера, прямо « по месту службы». При этом пренебрегать необходимостью сервисного обслуживания получается «себе дороже». Помните об этом.
Профилактика поломок – осмотр и сервис и ремонт
Любой ремонт – это стресс, которому подвергается и техника и ее владелец. Поэтому хозяин кондиционера должен заботиться не только о работоспособности кондиционера, но и о собственном душевном здоровье. И лучшим проявлением такой заботы будет своевременный осмотр агрегата, который может подтолкнуть либо к сервису, либо к ремонту.
Причем осмотр и последующее техническое обслуживание кондиционеров нужно делать в следующих случаях:
- После полугода-года интенсивной эксплуатации. За это время могут накопиться проблемы с фильтрами, смазкой в компрессоре, проходимостью дренажной системы.
- После эксплуатации в режиме обогревателя в зимнее время. В этом случае внутри кондиционера обязательно заведется плесень, а внешний блок покроется коркой наледи, деформирующей лопасти вентилятора, охлаждающего компрессор. Поэтому некоторые производители не рекомендуют включать кондиционер при «забортной» температуре ниже -5 градусов Цельсия.
- При локализации ранее не обнаруживаемых звуков – бульканья, щелчков, хлюпов. Эти шумы являются наилучшим индикатором поломки.
- При появлении затхлого запаха, интенсивность которого возрастает с включением кондиционера. Так пахнет грибок и плесень. Кондиционеру нужна чистка.
И не откладывайте решение проблемы «на потом» – застарелая неисправность приводит к поломке с вероятностью 100 процентов.
Ремонт кондиционера понадобится в следующих случаях:
- При перебоях в работе направляющих шторок, влияющих на распределение потока охлажденного воздуха. В этом случае, скорее всего, износился механизм данного узла.
- При отказе кондиционера «включаться» или переходить в выбранный режим. В этом случае возможен сбой в электронике сплит системы.
- При неожиданном отключении кондиционера, повторяющемся многократно. Тут явные проблемы с блоком управления.
- При явном недоборе градусов, когда аппарат не охлаждает или не нагревает воздух до нужной температуры. В этом случае нужно ремонтировать и датчики, и компрессор, и трубопровод с хладагентом.
- После появления явного запаха горелой изоляции – в этом случае кондиционер следует отключить от электросети и вызвать мастера. Скорее всего, электроника сплит системы попросту «сгорела» из-за колебания характеристик тока в электрической сети.
Соблюдая все вышеуказанные рекомендации, владелец кондиционера может продлить срок службы своего агрегата до 12-15 лет безаварийной эксплуатации. Ну а своевременное обращение в сервис по поводу ремонта установки минимизирует траты на восстановление работоспособности сплит системы. Помните об этом!